Портрет
⠀
Долгое время в истории человечества не было отдельного названия для картин, изображающих человека.
⠀
Даже не так. Изображающих личность.
⠀
Портретом называли вообще все достоверные эскизы — предметов и животных, в том числе.
⠀
Индивидуальность человека в Средние века мало кого волновала. О том, насколько невысокого мнения были о себе люди, говорит тот факт, что субъектами права считали, например, животных. Свидетелем по вашему делу могли вызвать осла. Или корову. Невелика важность — быть человеком.
⠀
А потом что-то случилось.
⠀
И героями портретов стали исключительно люди: знатные и совершенно обычные.
⠀
Существуют разные версии того, зачем человечеству понадобились портреты. Это и демонстрация власти, и семейная хроника, и чтоб на «том свете» опознали и случайно не припаяли чужие грехи.
⠀
Но главное обобщение всех этих версий — портрет — заместитель персоны. Магический артефакт, который делает отсутствующего человека — присутствующим.
⠀
Совсем как этот мой текст делает меня живой на экране вашего телефона.
⠀
Все мы, в каком-то смысле, лорды Волан-де-Морты, создающие крестражи в том, что нас переживет и возвратит к жизни часть нашей персоны. Если повезет с художником, самую «выпуклую» часть.
⠀
«Портрет как особый жанр живописи выделяет те черты человеческой личности, которым приписывается смысловая доминанта», — писал семиотик и литературовед Юрий Лотман.
⠀
А какая смысловая доминанта у вас?